Надо же, оказывается, в магазинах "Все по 37" есть и действительно стоящие вещи... Ну, допустим, что-то я там и раньше находила, но, как правило, весьма посредственного качества в итоге. А недавно ходили с мужем туда и я вышла с двумя книгами, да не какими-нибудь, а с дневниками А.Г. Достоевской и С.А. Толстой! По 37, естественно)) Чрезвычайно рада, первый уже прочитала (ну, там мне многое было знакомо по очень толковой книге "Жена писателя" об этой удивительной даме, поэтому больше отдавалась чувству, чем осмысливала прочитанное), второй начала сегодня.
Расскажу вообще, зачем мне такое чтение. Дело в том, что меня очень интересуют как "класс" писательские жены. Или возлюбленные на худой конец. То есть те, кто становились иногда музами, а по большей части - поддержкой и опорой этих самых гениев, решали их дела, старались обеспечить покой, пока он там Пишет, как они вели хозяйство, как относились к своим великим супругам и проч. Меня это заинтересовало уже давно, т.к. я имела честь именоваться подругой, а потом и женой музыканта (хоть это и не его основная профессия, но музыка занимает просто огромнейшее, важнейшее место в жизни моего мужа). А я дама достаточно своенравная, подчиняться не люблю, а когда и хочется, то не умею, и доводилось мне слышать упреки в непонимании и неспособности поддержать (слава Богу, редкие). Из всех же творческих личностей меня занимают больше всего писатели (во-первых, потому что филфак, и литература - это наше всё, а во-вторых, потому что сама не оставляю мечту когда-нибудь стать писателем, а потому мне легче понять саму атмосферу и обстановку писательского труда, а от других искусств я дальше, чем от завершения своей диссертации). Вот и стала я искать и знакомиться со всякими хорошими и не очень книгами об этих самых женах и возлюбленных, оказалось ОЧЕНЬ интересно.
И вот читаю я, стало быть, эти мемуары, и выясняю для себя удивительную вещь. А.Г. Достоевская - это вообще мой идеал жены, к которому я стремлюсь и на который очень хотела бы быть похожей, да характер пока не дает. Мне очень недостает ее мудрости и такта в отношении к мужу, и наверное, недостает осознания масштабов таланта собственного супруга. Нет-нет, я не утверждаю, что мой муж - Достоевский, просто поняла, что относиться к тому человеку, с которым собираешься прожить жизнь, нужно так, будто бы он такой и есть. Не питать его самолюбие, а знать и ему показывать, что несмотря на слабости и недостатки, для жены он самый любимый, самый лучший и самый талантливый.
А вот Софья Андреевна Толстая - это, кажется, образчик того, какая я сейчас. Мне, правда, попали в руки поздние дневники, 1890-1900х гг., когда уже у них было не так гладко в семье, умер сынок, да и во взглядах образовалась чудовищная разница (чего никогда не было у Достоевских), но само болезненное, даже истерическое отношение С.А. к мужу и его поступкам мне так напомнили меня, что я даже ужаснулась, ведь у нее официально было диагностировано довольно серьезное нервное расстройство (не психболезнь, не-не), а я веду себя порой так же, будучи (вроде) здоровой. Серьезно, болезненное чувство вины и боязнь оказаться виноватой при частой мнительности, что ее обвиняют на пустом месте, страх, что она делает мужа несчастным и при этом частые жалобы на собственное несчастье, страстное отношение к мужу и упреки в недостатке ответного внимания, неимоверная тоска при разлуке и вместе с тем полнейшая неспособность хоть несколько дней прожить вместе без ссор... ну точно же я! Даже пугает) Тем интереснее будет читать дальше, чтобы рельефнее увидеть, чем я отличаюсь от своего идеала, к каким последствиям это может привести и что нужно делать, чтобы их избежать.